ПРИВЕТСТВИЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ в ХРАМ КНИГИ ВИДЕОФИЛЬМЫ РАЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДНЕВНИК ВРЕМЕНИ

1979 год - Начало

Впервые о нунчаку я узнал в году 1979-м, учась в 9 классе. Мне подарили текстовый перевод книги Фумио Дэмуры «Нунчаку - оружие самообороны, используемое в каратэ». Из-за отсутствия в этом машинописном тексте иллюстраций, не представлялось возможным не только тщательно изучить, но даже и понять полностью предлагаемый материал. Лишь раздел ущемлений и удушений я представлял себе очень ясно, но техника хлыстов оставалась покрыта вуалью, пока на экраны страны не вышел фильм «Пираты XX века». Посмотрев эту картину несколько раз подряд, я сделал себе вторую пару нунчаку и довольно быстро освоил технику обычной восьмёрки, а также и подмышечный захват.
Человека, подарившего мне перевод Дэмуры, звали Виктором. Он работал на заводе и сделал мне нунчаку из дуба. Рукоятки были не очень толстые, как раз под мою ладонь, но внутри они были просверлены насквозь и залиты свинцом, от чего казались тяжеленными. Их судьба печальна — в военном училище один из командиров взводов специально сломал их о металлическую армейскую кровать. Но это было позднее. Пока же я носил их с собою в кармане и однажды готов был выхватить для боя. Вид непонятного оружия охладил пыл нападавших и драки не произошло. Это было летом и я уже закончил 9 класс. Но вот зимой, учась в 10 классе, я получил первый практический опыт по использованию нунчаку. Тогда у меня уже были рукоятки изготовленные из текстолита. В тренировках они скользили в руке, но обмотать их изолентой я не догадался. Да и какие это были тренировки? Тем ни менее драка с четырьмя противниками началась и когда в какой-то момент они обступили меня плотным кольцом, из левого рукава куртки я выхватил своё оружие. Последовал хлыст стоящему передо мною противнику, который сегодня я классифицирую, как широкий мах внутрь. На этом бой закончился, потому как все четверо разбежались, так и не поняв, чем я воспользовался. По крикам было ясно, что нунчаку в темноте они приняли за ремень.
В то время мои тренировки с нунчаку не имели никакой системы и травмы я получал весьма серьёзные. Одна из них была ужасно болезненной. В школьном спортзале я решил блеснуть мастерством и двумя текстолитовыми нунчаку повторял движения боцмана (в исполнении Тадеуша Касьянова) из фильма «Пираты XX века». Осуществляя выброс рукояток из подмышечного захвата, правая чиркнула мне по брови. Моментально образовалась гематома и с ужасным синяком я ходил в школу некоторое время. Да тут ещё меня решили сфотографировать для школьной стенгазеты в окружении трёх девочек. Благодаря этой фотографии синяк остался в памяти. Текстолитовые нунчаку были изъяты у меня отцами-командирами в период моей учёбы в военном училище.

1981 год — Продолжение

Поступив осенью 1981 года в военное училище, я получил хорошую возможность общаться с самыми разными людьми, от которых по-крупицам собирал сведения не только о техниках боевых искусств, но и нунчаку. Книга Фумио Дэмуры оставалась пока единственным источником чисто моральной поддержки. Уже осознанно я попытался выполнить рисунки к ней, заново переписывая текст в толстую тетрадь. Жаль, что уже законченный труд сей пропал ещё в училище — по нему я мог бы судить о собственном понимании нунчаку в то время.

Декабрь 1984 года

Находясь в декабре 1984 года на войсковой стажировке в Армении (Ереван), на нелегальном видеопросмотре впервые увидел нунчаку в исполнении Брюса Ли в фильме «Игра смерти» (тогда ещё не полный вариант его боя с Дэном Иносанто).

1985 год — Развитие

После училища, офицером я отправился на службу в войска (1985), где моё образование увеличивалось за счёт нового круга знакомств. При этом я продолжал конспектировать получаемый материал в дневниках, мечтая подготовить самостоятельную книгу о нунчаку. Ни одна попытка не удалась.

Лето 1986 года

Первая тематическая фотосъёмка использования нунчаку при уличной самообороне на крыше офицерского общежития.

Год 1987

Год 1987 стал переломным в моей судьбе. Примерно в это время моё образование заканчивается, поток механического накопления материала прерывается. Начиная с этого периода я старался осмыслять всё, что мне было известно о нунчаку, однако не стремился отбросить в сторону неудобоваримое, а пошёл по пути объединения знаний.
Таким образом, начальный этап ознакомления с нунчаку занял у меня лет семь-восемь (1979-1987).

Май 1987 года

Первые любительские киносъёмки с нунчаку на крыше и в холле офицерского общежития.

Упражнение «18 стихий»

В 1987 же году была разработана форма, давшая толчок методике, которая в дальнейшем получила название «Широкого круга». Сами формы или комплексы по своему смысловому значению позднее я назвал упражнениями. На протяжении всего последующего времени они подвергались изменениям в большей или меньшей степени, а некоторые забыты были вовсе. Упражнение «18 стихий», с которого всё и началось, сохраняется практически в неизменном виде до сегодняшнего дня (в 2000 году я добавил в него два элемента из другого упражнения, при этом сохранив в названии прежнее число «18»). Основная задача данного комплекса свелась исключительно к отработка перехватов нунчаку.
Разработке упражнений предшествовала печальная история. В офицерском общежитии у меня пропала рукопись, в которой я предпринял попытку систематизации накопленных по нунчаку знаний. Информации в голове было достаточно для страха что-то забыть. Вот тут меня и посетила мысль воспользоваться опытом древних — разработать форму, в которой можно было бы хранить основные знания по техникам (движениям).

Упражнение «18 разбушевавшихся стихий»

В период с 1987 по 1988 год было разработано ещё несколько упражнений. Следующие «стихии» кроме отработки перехватов ставили перед собою задачу отработки также движений базовых восьмёрок. Кроме всего прочего два названных упражнения несли в себе общеразвивающий аспект более подходящий для тех, кто преследовал в своей практике чисто спортивные цели. В 2000 году к данному упражнению я также добавил несколько элементов с сохранением прежнего названия комплекса.

«7 вершин»

Это третье упражнение начального этапа классификации техники нунчаку подытожило, казалось, мои знания и продержалось довольно долго, о чём свидетельствуют видеосъёмки 1995 года. Описание его есть и во втором томе («Нунчаку-До для продвинутых»). Однако в сознании моём оно не улеглось в силу того, что я так и не сумел подобрать под него практический элемент с точки зрения реального применения.

Забытые упражнения

Где-то в середине 1988 года я предпринял так же попытку разработать, теперь уже боле напоминающую классическую форму, комплекс для нунчаку с перемещениями. На любительской киноплёнке того периода он сохранился, но практического воплощения не получил. Чуть дольше продержалось в сознании упражнение «Путешествие по монастырям», которое было отснято даже в 1994 году на видеоплёнку. Задачей его была отработка подмышечного и плечевого захватов, а также и хлыстов из этих положений. В 2000 году название этого упражнения, как более короткий вариант, перешло на другое, о чём разговор будет ниже.

Упражнение «Бесконечный поток»

Последним упражнением, которое в дальнейшем притерпело более всего изменений, но сохранило идею, было упражнение для отработки вертушек нунчаку. Изменяясь в нюансах, оно было отснято на видеоплёнку и в 1994, и в 1995, и в 1996 годах. Через 12 лет, а именно в 2000 году (начиная от 1988 года), раздел вертушек был полностью переорганизован. Название упражнения осталось, но к нему добавились номера: 1, 2 и 3.

Дневник «Сохранение жизни»

В октябре 1988 года я по собственному желанию уволился в запас. За период с 1989 по 1991 год, продолжая практиковать нунчаку теперь уже в рамках разработанных упражнений (комплексов), я предпринял попытку выполнить очередной дневник на тему боевых искусств, один из разделов которого был полностью посвящён нунчаку. К слову сказать, такие попытки предпринимались мною и ранее, но там нунчаку подавалось, как оружие самообороны, демонстрируя несколько приёмов и не более того. Теперь же я впервые взялся за описание самой техники.

1988-1992 годы

Просмотр на видеомагнитофонах основных фильмов с участием Брюса Ли и его двойников. Просмотр нескольких учебных видеофильмов по нунчаку.

«Практика нунчаку в школе...»

Таково было рабочее название дневника, полностью посвящённого моему любимому предмету (название школы я умышленно упускаю). В ноябре 1992 года я переехал в Москву и буквально сразу же начал искать пути к литературному воплощению своих знаний. Благословение получил в Центре «Здоровье народа», которое не отказало в публикациях на страницах своего журнала «Боевые искусства планеты». Но я мечтал о книге, материал которой к 1994 году был подготовлен. Названия её менялись с такой же периодичностью, как и пороги различных издательств. В этот период я всё больше сходился на мысли, а вскоре был совершенно убеждён в этом, что нунчаку можно заниматься в отрыве от практики классических боевых искусств. Так появилась приставка «До» (Путь). А через год мои догадки подтвердились, когда я узнал о существовании в Европе Ассоциации «Нунчаку-До». К величайшему сожалению, как выяснилось позднее, приставка «До» (Путь) в рамках ассоциации имела совершенно иной смысл, нежели тот, о котором помышлял я. Поэтому пришлось вернуться к прежней простоте обозначения лишь самого предмета.

Первые ученики 1993-1994 года

Одержимый энтузиазмом популяризировать нунчаку, я дал объявление в газете «Из рук в руки» и набрал небольшую группу (от 5 до 8 человек). Мы начали тренировки, арендуя зал на втором этаже перестроенного для этой цели старообрядческого храма в районе метро Бауманская. Очень скоро я убедился, что не способен в рамках упражнений заниматься с группой продолжительное время. Любое движение из упражнений нуждалось в предварительном осмыслении и отработке, но подходящей методики для этого не было. Несколько раз я порывался бросить занятия, но наиболее усердные ученики просили этого не делать. Вот благодаря их энтузиазму я и трудился в эти годы над первыми методическими рекомендациями.

Год 1994

Весь этот год со своими друзьями и соратниками я отснимал материалы для будущей книги, а осенью предоставилась возможность два дня посниматься на видео. Собственно говоря, на той плёнке была впервые изложена вся программа «Широкого круга» с её многочисленными упражнениями. В это время появляется новый комплекс, затрагивающий работу с двумя нунчаку, под названием «Путешествие по монастырям вдвоём». Упражнение оказалось настолько сложным, что попытка переснять его через год не удалась. Лишь в 2000 году, восстанавливая последовательность по записи 1994 года, мне удалось как бы по-новому взглянуть на этот материал. Изменив всего одно движение, но введя несколько интерпретаций выполнения комплекса, я переименовал упражнение, выбросив из названия слово «вдвоём».

Упражнение «8 дорог»

В год же 1994 появляется упражнение «8 дорог». Его основной задачей была проработка сложных перехватов нунчаку, не вошедших в «18 стихий», а также и некоторых комбинаций хлыстов. Единственная видеозапись сохранилась на осенней плёнке. Уже через год я с трудом, по частям, отснял его заново, а затем и вовсе забыл. До времени...
В 2000 году упражнение возрождается вновь под тем же названием, но совершенно с другими связками движений. Два перехвата переходят в «18 стихий» и задача комплекса кардинально меняется — отработка исключительно хлыстов и комбинаций хлыстов. Развитие его на этом, однако, не заканчивается, а только начинается. В марте-апреле 2001 года создаётся совершенно новое упражнение, подогнанное под формирующуюся концепцию. Работа в его рамках подразумевает несколько интерпритаций, включая и перемещения ног.

1996 год — Фильм «Нунчаку в бою»

С изданием книги, начиная с 1993 года, никак не получалось, хотя рукопись и 1,5 тысячи иллюстраций на базе фотографий 1994 года были готовы. Выстрадано было и окончательное название «Нунчаку-До: практическое пособие». Осенью 1995 года была предпринята попытка сделать учебный фильм по нунчаку, и предоставилась возможность отснять все упражнения. К сожалению задумка не удалась, но всё тот же Центр «Здоровье народа» предложил мне сделать такой фильм у них. Учитывая запросы потенциальных покупателей, сделали фильм не о технике и не о методике, а сразу о практическом применении нунчаку в бою. Съёмки проходили в апреле 1996 года, а в продаже кассета появилась в декабре.
Этот год, связанный с производством фильма, явился в моём отношении к нунчаку переломным. Не само производство, а именно те моменты, когда снимались многочисленные дубли, послужили к тщательному переосмыслению не только практического применения нунчаку, но и самого подхода к методике обучения, к тренировке.
Таким образом, на создание собственной методики, усвоение материала и подходу к его переосмыслению у меня ушло ещё восемь-девять лет (1987-1996), которые от прежнего периода отличались большей практикой.

Год 1998

Постепенно интерес к выпуску книги у меня пропал, слишком изматывающими оказались попытки достучаться до всевозможных издательств. В 1997 году я собственными руками сделал макет и теперь в переговорах было что показывать конкретно. В марте 1998 года я переступил порог издательства «Фаир-Пресс», а к осени вышла книга «Искусство Нунчаку-До». Это было сокращённое произведение той самой рукописи 1994 года. Так как из-за объёма, книгу издатель сократил, я с самого начала воспринимал её как первый том. В работе речь шла не только о методике «Широкого круга». Материал давался главным образом уже по новой программе под названием «Два квадрата» — сыграли свою роль последние три года практики и неудовлетворение от результатов преподавания в небольшой группе энтузиастов по прежней методике.

Год 1999

Тот же «Фаир-Пресс» допечатывает второй том, но с названием, никак не связанным с первой книгой («Нунчаку-До для продвинутых»). Её продажи невелики — выдержала два издания по 10.000 экземпляров, в то время как первый том к настоящему моменту переиздавался уже пять раз. Одновременно с этим в православном издательстве «Русскiй Хронографъ» выходит небольшая брошюра «Боевые искусства Востока. Православный взгляд» (тираж 10.000 экз.), посвящённая разбору тех традиций, которые не полезны для православного человека.

Третий том

Работа над третьим томом под названием «Нунчаку в бою» продолжалась три месяца (с ноября 2000 по февраль 2001 года). Его практическое производство затянулось из-за разногласий с прежним издателем и макет пришлось нести к другому, а это всё отняло время. Кроме того, в марте было сделано новое издание «Православного взгляда...» объёмом в 400 страниц, но вместо этой книги издатель допечатал первую брошюру (тираж 15.000 экз.), что явилось фатальной коммерческой ошибкой.
Летом 2001 года третий том увидел свет (издательство «Астрель»). Первоначальный тираж десять тысяч экземпляров (по пять в разных обложках). До сих пор к этой книге у меня сохраняется двойственное впечатление. С одной стороны я очень жалел, что прекрасные иллюстрации 1994 года, на основе которых были сделаны рисунки к первым двум книгам, так и не были напечатаны. И я думал о том, как опубликовать их. В конце концов решено было сделать книгу, более посвящённую разбору теоретических вопросов уличной борьбы. С другой стороны, работая над этой книгой, появилась возможность сказать несколько слов о концепции. Таким образом, третий том явился для последовательных читателей некой передышкой перед новыми работами.

Новые видеосъёмки

Сразу же по окончании работы над третьим томом и новой редакцией «Православного взгляда...», мне предоставилась возможность осуществлять новые видеосъёмки в хороших условиях. Кроме этого, весь отснятый материал в дальнейшем подвергался оцифровке для последующего анализа на компьютере. Первоначальной идеей было создание учебного продукта на CD-ROM, для чего я самостоятельно разработал интерфейс программы. И хотя задумка такая пока не осуществилась по единственной причине нехватки времени, периодически продолжающиеся съёмки стимулировали мои тренировки как никогда ранее, и результаты не заставили себя долго ждать.

Концепция «Первый удар»

К формированию собственных взглядов на работу с нунчаку меня постепенно выводили: 1. личные тренировки в конкретных условиях; 2. опыт общения с учениками, а также опыт издания своих произведений (на все книги я получал не мало писем от некоторых самых преданных нунчаку читателей и, вступая с ними в переписку, тщательно разбирал те или иные вопросы); 3. опыт видеосъёмок, как единственной практической демонстрации перед лицом камеры в более-менее экстремальных условиях; 4. разбор предмета изнутри.

Новые упражнения

В течении 2000 и 2001 года, снимая в зале технику нунчаку как бы заново, я проходил как старые разделы, так и новые, а также соверешенно новые, рождающиеся под впечатлением самих съёмок. Как уже отмечалось выше, были заново отсняты новые версии упражнений «18 стихий» и «18 разбушевавшихся стихий», «Бесконечный поток-1, 2 и 3», «Путешествие по монастырям» в трёх исполнениях и конечно же «8 дорог». Отдельные элементы работы с нунчаку снимались с учётом интересов концепции, а также для лучшего понимания представляемых упражнений. Идея издания учебного пособия на CD-ROM, как наиболее прогрессивная форма самостоятельного обучения нунчаку без учителя, не покидала меня.

2002 год — Новые проекты

Ещё не дожидаясь выхода третьего тома, я обдумывал, что буду делать дальше. Неудовлетворение первыми двумя книгами больше не в плане методики, а в ограничении материала, заставляло думать над тем, как осуществить недосказанное. По техническим причинам я не имел возможности ранее подготовить иллюстрации к разделу вертушек и к упражнению «Путешествие по монастырям» для двух нунчаку. Теперь, после съёмок на видео и оцифровки материала, в моём распоряжении было всё необходимое; родилось и название следующего тома: «Нунчаку-До: сложная техника». Параллельно с этим развивалась и другая идея — сделать книгу под названием «Нунчаку-До: мои тренировки», посвящённую в первую очередь тем, кто занимается самостоятельно в условиях квартиры. Любая из этих работ могла бы стать четвёртым томом, но «Фаир-Пресс» снова отклонил предложение.
Тогда я решил оставить до времени спортивный подход к нунчаку и поработать над изданием, который бы затрагивал исключительно практический аспект, тем более что данный вопрос в моём сознании решался на базе сформулированной концепции. Здесь большее внимание я посвятил людям, не имеющим возможность заниматься в спортивных группах, но желающих тренироваться самостоятельно дома. Так на свет появилась четвёртая книга под названием «Нунчаку. Первый удар». Первые главы её закрывали пробел в общеразвивающих упражнениях, о недостатке которых в предыдущих изданиях я узнавал от своих читателей из писем. Основной же материал был посвящён разбору концепции практического использования нунчаку, которая на тот момент целиком завладела моим сознанием.
Таким образом, на подготовку концепции у меня ушло ещё пять лет (1996-2002), которые от прежних периодов отличались повышенной практикой.

Знакомство с интернет

Лишь в конце  2001 года я впервые самостоятельно познакомился с интернет. Надо ли говорить, что первым делом я просмотрел многочисленные сайты, так или иначе затрагивающие тему нунчаку? Окончательный анализ этих материалов подтолкнул меня на разработку собственного сайта под названием «Нунчаку. Нетрадиционная техника». Он был создан с мыслию постоянного, но просуществовал не долго, так как я не имел возможности материально поддерживать его.

Разочарования

На сегодняшний момент я жалею о двух вещах: 1) о приставке «До» в моих книгах и 2) о форме-одежды, в которой очень часто приходилось сниматься. И то и другое так или иначе ассоциирует меня с «нунчаку-до» в том качестве, в котором искусство это имеет место в Европе и развивается в России. Так вот: я не имею никакого отношения к «Нунчаку-До» — ни к названиям, ни к технике, ни к организации процесса и т.д. Я продолжаю практиковать нунчаку так, как считаю нужным прежде всего для самого себя.

Ещё пять лет

С момента выхода четвёртой книги, в которой был опубликован «Дневник времени», прошло пять лет и за это время кое-что изменилось. Книжный рынок пополнился новинками. Так, были переведены на русский язык и изданы работы Фумио Дэмуры, включая двухтомник по нунчаку. Было несколько изданий общего характера отечественных авторов с затрагиванием в текстах работу с нунчаку. Среди них попадались и плагиатские, заимствованные из чужих трудов, включая и мои. Серьёзно к таким книгам относиться не стоит. Сегодня в интернет можно заказать учебные видеофильмы, о которых совсем недавно даже не мечталось. Я же предпринял последнюю попытку поговорить с издателями о пятой книге «Нунчаку. Сложная техника», но получил отказ. Может быть действительно книжный рынок перенасыщен подобной литературой? Так или иначе, но мысль о пятой книге мне пришлось похоронить, тем более, что материал её не только трудно изложить, но и понять читателю без видео было бы невозможно.

«Нунчаку. Нетрадиционная техника»

В 2003 году в издательстве «Акелла», занимающимся разработкой мультимедийной продукции, мне удалось выпустить электронный диск, тираж которого, по словам издателя, составил 9 тысяч экземпляров. Идея о такой работе родилась сразу же, как только я закрыл свой сайт с аналогичным названием. В основу дизайна проекта была положена в чистом виде концепция сайта, только теперь я смог добавить достаточно видеоматериала. Собственно говоря, и сайт, и этот электронный диск делались с одной единственной целью — дать читателям моих книг живую видеоиллюстрацию упражнений, составляющих авторские методики.

Затишье 2002-2006 годов

За этот период времени никаких творческих планов по отношению к нунчаку у меня не было. Дело в том, что в жизни появились некоторые другие интерестные вещи, пропустить которые я не мог. Переключившись всецело на них, я продолжал заниматься нунчаку теперь не так самозабвенно, как раньше. С другой стороны, данного подхода к тренировке требовала сама концепция, сформулированная теоретически. В дальнейшем жизнь внесла небольшие коррективы, но не столь принципиальные.

Фильм «Тяжёлые файлы»

Осенью 2003 года я приступил к систематической фотофиксации демонтажа гостиницы «Москва». До этого ещё весною меня охватила ностальгия по тем временам, когда я занимался любительским кино (1987-1991 гг.). Получив при помощи друзей оцифровки своих старых киноплёнок, я занялся перемонтажём материала с целью сделать на их основе какой-то новый сюжет. Для придуманной истории простейшим цифровым фотоаппаратом были сняты новые небольшие эпизоды, среди которых нашлось место и нунчаку. Когда же я оказался в гостинице «Москва» и увидя всю эту уходящую натуру, не мог упустить случая. К съёмкам привлёк своего давнего друга, совместно с которым, правда, не снимал своих короткометражных игровых фильмов. В первый съёмочный день работа у нас не заклеилась. Тогда во второй съёмочный день я предложил развитие боя по импровизации. И дело пошло. У нашего цифрового фотоаппарата были израсходаваны все комплекты аккумуляторов и все карточки памяти, но поединок удалось снять. В дальнейшем, работая над монтажём материала, я сократил его более чем вдвое и очень жалел, что у нас не было возможности доснять побольше крупных планов. Эпизод вошёл в игровой фильм «Тяжёлые файлы». Смысл его заключался не в победе одного противника над другим, как это всегда происходит на экране, а в попытке удержаться от трагического финала любыми средствами. Поэтому и нунчаку, и шесты, которыми поначалу приходится орудовать противникам, используются лишь для устрашения. Я считаю, что финал мне удалось сделать как планировалось — оба противника вовремя одумались и прекратили поединок. Но с точки зрения киношного восприятия он от этого не сделался менее зрелищным.

Март 2006 г. — Фильм «НУНЧАКУ. Домашние тренировки»

Поняв и смирившись с тем, что ничего издать более невозможно, я решил сделать учебный видеофильм. Повод к такому предприятию оказался достаточный — десятилетний юбилей выхода моего первого учебного фильма «Нунчаку в бою». За основу были взяты материалы с VHS кассет, которые мой ученик (а затем и друг) смог оцифровать с приемлемым для домашнего кино качеством. Съёмка эта относилась к 1999-2001 годам, поэтому типична одежда «нунчаку-до» (на этом не стоит концентрировать внимание). Из 14 часов видеоматериалов удалось сделать почти двух с половиной часовой фильм. Его задача понятна — в максимальной полноте показать живую картинку к материалам ранее изданных книг. Сразу же я приступил к продвижению фильма. В общей сложности запросы были отправлены в порядка семи десятков организаций, занимающихся производством и распространением аналогичной продукции. Из тех кто отозвался, ни кто не захотел купить фильм. Впрочем, ожидать другого было бы смешно, но лишний раз убедиться в ситуации никогда не помешает. В конце концов договорился с виртуальным магазином и работа увидела свет. Фильм под названием «НУНЧАКУ. Домашние тренировки» можно заказать на сайте: BUDOFILMS.org.

Май 2006 г. — Фильм «Анфилада нунчаку»

Получив удовлетворение от проделанной работы, я начал обдумывать сценарий будущего фильма. Что не хватало во всех материалах (теоритических и видео) на тот момент? Не хватало наглядного объяснения озвученных в книгах методик и концепции. С этой целью я вновь воспользовался помощью друзей, поддержавших меня не только морально, но и чисто технически. В назначенный день мы пришли в анфиладу музея, в котором оба работали, и одной аналоговой камерой поочерёдно с двух точек сняли несколько сюжетов по теме. Здесь впервые я попытался объяснить суть своих методик голосом. Материал оцифровал и смонтировал. Получилось 30 минут. Из-за плохого освещения в анфиладе качество картинки оставляет желать лучшего, но ещё хуже дело обстояло со звуком. Это меня не расстроило — снимали ведь в качестве предварительного эксперимента. Однако в дальнейшем, как это часто бывает, вернуться к проекту не получилось, а то, что произошло несколькими месяцами позднее, и вовсе поставило целесообразность его продолжения под сомнение.

Лето 2006 г. —Фильм «НУНЧАКУ. Тренировка в лесу»

В июле я приобрёл цифровую видеокамеру и в техническом плане стал независим. Однако полной независимости никогда получить нельзя. Исполнитель главной роли может быть режиссёром, но он не может быть одновременно и оператором. Начался грибной сезон и этим летом как никогда я с нетерпением буквально рвался в лес. Имея собственную камеру, первым делом я хотел снять реальную тренировку с нунчаку в лесу, которая до этого никогда не рассматривалась даже теоретически, а лишь вскользь упоминалась. Тем более, работая последние годы по концепции, я практиковался нунчаку, вес рукояток которых не превышал 80 грамм. В классификации оружия им дал название «тренировочных». Первый же съёмочный день разрешил многие вопросы, заполняющие сознание годами. Эффективность многих техник нунчаку просто поражает. В дальнейшем я предпринял ещё пять поездок, каждый раз снимая на автомате всё новый и новый материал. Здесь были опробованы многие техники, ранее практиковавшиеся в пустоте. Многие из них здесь же и умерли, а другие получили новую жизнь. Холода не позволили мне логически завершить методический цикл. Более того, практически весь материал невозможно было переснять в случае неудачного ракурса, так как переснимать было уже не на чем — приходилось искать другое дерево. По завершении отпуска я сделал предварительный монтаж полуторачасового фильма и раздал его на тестирование друзьям. Цензура сократила фильм на двадцать минут и я вновь предложил его на сайт BUDOFILMS.org.

Последние выводы

Опробовав на стволах положения концепции, кое-что пришлось подкорректировать, как в чисто техническом плане, так и теоретическом. В двух словах важно отметить следующее. Теоретические положения концепции, озвученные в четвёртой книге ещё в 2002 году, в практическом воплощении можно считать полушагом к цели. Иногда этого полушага и не требуется, если удаётся сразу провести эффективную атаку одним хлыстом. В случае неудачи, постулаты концепции задействуются в большей степени. В конечном итоге, всё зависит от личных качеств обороняющегося и от тысячи второстепенных причин, каждая из которых может повлиять на исход поединка.

Планы на будущее

В настоящее время (конец 2006 года) хотелось бы заняться производством видеофильмов, как наиболее доступной и, главное, независимой формой подачи материала. Но говорить о чём-то конкретном преждевременно. Жизнь всегда вносить свои коррективы в любой творческий процесс.

Сайт komlev.nunchaku.ru

21 февраля 2007 года произошла моя встреча с создателем сайта nunchaku.ru. До этого момента я во второй раз предпринял попытку открыть свой собственный сайт, который носил чисто информационный характер. Может быть через него меня и нашли. Мы созвонились и встретились. После трёх-часовой беседы на тему нунчаку, мне было предложено переделать сайт на более качественном уровне. Обговорив детали, мы расстались. Вскоре мой новый сайт появился в интернет, за что я очень благодарен в очередной раз конкретному человеку, пожелавшему мне не бросать своё творчество в данном направлении.

Осень 2007 года

Этим летом я предпринял две поездки в лес в надежде завершить тему «тренировки на стволах». Но в процессе съёмки понял, что ничего нового, прежде всего для самого себя, обнаружить не могу. Работа была остановлена и мысли в очередной раз переключились на фильм в спортзале с использованием партнёра. К сожалению, и в этот сезон не удалось согласовать три ключевых момента — собраться командой (партнёр и оператор) в одном месте (помещение для съёмок). Летний сезон завершился, а вместе с ним заканчивался и год. Но осенью последовала творческая активность.

«Авторский пакет»

Не имея возможности оцифровать с хорошим качеством свои старые 8-мм киноплёнки, я решил сделать выборку по нунчаку из того материала, который в своё время был переснят с этих плёнок на VHS. Получился ностальгический 20-минутный фильм, который, как и многие предыдущие работы, я делал прежде всего для самого себя. Эта работа в свою очередь подтолкнула меня к созданию и размещению на сайте так называемого «Авторского пакета», состоящего из трёх DVD-дисков.
На первых двух дисках были записаны фильмы, сделанные в 2006 году: 1) «НУНЧАКУ. Домашние тренировки»; 2) «НУНЧАКУ. Тренировка в лесу». На третий диск я решил собрать самые разные материалы, которые по-отдельности сложно было распространять. Он как раз и получил название «Авторский пакет Алексей КОМЛЕВА».
Помимо некоторых видеоматериалов, могущих представлять интерес для энтузиастов нунчаку, в «пакете» были представлены все мои книги, вышедшие за период 1998-2003 годы. Отличительной особенностью их от полиграфических версий была попытка прежде всего вернуть оригинальное название работам, а также авторские обложки. Вторая особенность — это оригинальная авторская вёрстка (третьей и четвёртой полиграфической книги). И третья особенность — улучшенное качество иллюстраций.
Если вёрстка первых трёх книг в своё время была сделана мною и подготовка их электронного варианта не заняла много времени, то четвёртая книга под названием «НУНЧАКУ. Первый удар» целиком и полностью делалась в издательстве. Морально было очень тяжело приступать к работе, которая лично мне была совершенно не нужна. И лишь поддержка любителей и энтузиастов нунчаку, которые постоянно спрашивают, где можно достать эти книги, вдохновила меня на работу. Нужно было не только сверстать книгу, но и обработать (отретушировать и подготовить под определённый размер) более 800 фотографий. В конце октября «Авторский пакет» уже был размещён на сайте, книги выложены для свободного скачивания, а работа над последней продолжалась. В общей сложности на неё ушло полных два месяца, за которые ничем другим я уже не мог заниматься. Но я счастлив, что труд этот был сделан.

Лето 2008 г. — Фильм «НУНЧАКУ. Мои тренировки»

Этим летом я познакомился с одним из энтузиастов нунчаку и две встречи, которые мы провели на спортивной площадке, вдохновили меня на создание очередной работы. До этого момента я давно уже ни с кем не общался на тему нунчаку, никому ничего не показывал, не объяснял, но часто размышлял об этом. И вот появился человек, которому нужно было как-то объяснить своё нынешнее отношение к нунчаку. После двух таких встречь я понял, что и как можно сказать людям, которые уже прошли какой-то путь в нунчаку, проделали определённую работу с базовой техникой. С одной стороны, нужно было показать им, как можно заниматься самостоятельно, выходя за рамки неподвижной работы на воздухе. С другой стороны, необходимо было сказать пару слов об уплотнённой концепции, чем, собственно, я и занимался последние два года. Часовой фильм получился из двух логических частей. Основная часть снималась с «нуля» в три съёмочных дня (27 июля, 23 августа и 13 сентября). В промежутках между этими датами я ещё несколько раз выезжал в лес, чтобы потренироваться и порепетировать. Должен сказать, что однажды съёмка была провалена. Не останавливаясь, я отработал намеченную программу в полчаса, но когда подошёл к камере, выяснилось, что записано было лишь три с половиной минуты. По каким-то причинам видеокамера самопроизвольно выключилась. Подобные неудачи я воспринимал, как тренировку и репетицию по очередному закреплению материала. Этот опыт научил меня снимать более короткими фрагментами (по восемь минут). Время, достаточное для того, чтобы показать конкретный материал и не устать, чтобы в случае неудачи можно было сразу повторить его вновь.
Когда съёмочный сезон был закончен, а отснятый материал оцифрован и собран на компьютере в одном месте, к нему были добавлены материалы 2007 года, которые помогли составить вторую часть фильма. На видеомонтаж ушёл почти месяц и к концу октября тестовая версия фильма была завершена. В нём ещё не было ни названия, ни титров. Изначально работа делалась для просмотра частями на DVD. Так как материал представлял из себя мои реальные тренировки последних двух лет, фильм и получил соответствующее название. То обстоятельство, что съёмки проводились на природе в лесу, никак не связывает его с последним фильмом 2006 года. Подобные тренировки можно проводить в любом другом месте, включая спортзал. Просто мне удобнее и спокойнее было снимать материал в лесу. Тренировка ладоней на стволе с успехом может быть заменена аналогичной работой на «русском угле» или обыкновенной стеной. Два фильма, снятые в лесу, хотя по содержанию своему разные, теперь могут дополнять друг друга. Окончательно работа над фильмом была завершена в середине ноября.
В настоящее время мне по-прежнему остаётся только мечтать сделать фильм с подробным объяснением всех технических деталей концепции, да ещё и с демонстрацией на партнёре. Эта последняя работа, полагаю, ещё один малый шаг на пути к поставленной цели.

12-14 ноября 2008 г. — Фильм «НУНЧАКУ. Тренировки прошлаго».

Не успел я завершить «Мои тренировки», как пришла идея добавить к этому фильму другие материалы, снимавшиеся в период с 2000 по 2005 годы разными цифровыми фотоаппаратами, web-камерами и даже миниатюрными видеокамеры для слежения. Массив этот пролежал неразобранным почти целое десятилетие. Несколько раз я пытался обработать его, но каждый раз что-то мешало и дело не спорилось. И вот подходящий момент настас. Самый подходящий! Я сделал эту работу всего за три дня. И получился вполне самостоятельный фильм. С одной стороны, по логике вещей, он должен был стать продолжением работы «Моя кинохроника». И, возможно, я объединил бы эти материалы. Но «Моя кинохроника» на тот момент являлась частью «Авторского пакета» и для того, чтобы не вносить неразбериху среди тех энтузиастов, которые уже приобрели этот диск, я решил «Тренировки прошлаго» дать в качестве дополнения к новому фильму. Так было бы разумнее и справедливо.

Лето 2010 года

Наконец-то сделана попытка изложения техники нунчаку в рамках курсов. Этому в немалой степени способствовали сезонные тренировки (весна-лето-осень), начатые в 2008 году. Поводом послужили индивидуальные занятия с учеником Александром, и мне не хотелось ворошить прошлое, а именно, излагать материал по старым методикам. Благодаря этим занятиям появились программы: 1) Основной курс; 2) Базовый курс; 3) Продвинутый курс и 4) Расширенный курс. Курсы эти включали в себя 20 разделов, описание которых так или иначе присутствовало в уже изданных книгах. Я сосредоточил свои усилия на поурочной программе Основного курса, в результате чего были выработаны положения на 10-15 тренировок, носящих скорее семинарский характер. На каждом занятии ученик должен был изучать по два новых движения. На следующем повторять их и изучать новые два. Ещё на следующем закреплять прежние два, повторять прошлые два и изучать новые два. Основной курс предлагал форсированную методику в рамках концепции с упором на технику хлыстов и их комбинаций. При желании программу можно было растянуть, но вместить в менее, чем 10 занятий нельзя. Размышляя и работая над этим материалом я понял, что даже такая с виду малость в правильном изложении тянет на самостоятельную книгу и фильм. Но к этому времени я уже привык никуда не спешить.

Лето 2011 года

Четвёртый сезон тренировок с учеником Александром, по желанию которого мне самому пришлось вспомнить упражнение «Путешествие по монастырям» для двух нунчаку, за что я ему очень благодарен.

Сайт NUNChAKU

В конце августа 2011 года в течении двух недель был сделан основной объём интерактивного проекта, состоящего из двух логических частей. В первой части был опубликован сокращённый вариант Основного курса на 10-15 занятий, разработанного летом прошлого года. Также приведён пример комбинаций хлыстов, составляющих костяк этой программы. Вторая часть представляет собой небольшой отчёт самому себе о творческом пути, о проделанной работе, причём не имеющей отношения к нунчаку, но многие годы идущей параллельно и составляющей смысл моего существования.

Итоги 2011 года

В этом году у меня появились три новые темы, которые я и в дальнейшем намерен развивать. Первая связана с реанимацией и реконструкцией давнего упражнения под названием Вакаре-но-ката. Воспринимая этот комплекс в качестве непременной разминки перед любыми тренировками с нунчаку, я счёл необходимым опубликовать его в проекте NUNChAKU. Вторая тема связана с вакидзаси — коротким вариантом японского меча катана. Удивительным здесь является то, что к вакидзаси (именно к вакидзаси, а не катана), меня привели широкие хлысты и комбинации хлыстов. Было бы странно, если бы и техника вакидзаси не была обогащена некоторыми полезными техническими элементами более свойственными технике работы с нунчаку. Таковыми, в частности, является кистевая подкрутка. Но если в технике нунчаку она используется в конечной стадии движения, то есть после хлыста, после проведения атаки, то в технике вакидзаси я использую этот элемент в начале атаки. Подробное изложение конкретных технических элементов не предусмотрено в настоящем описании, но факт такого взаимного обогащения техник имеет быть зафиксирован. Третья тема связана с практической стрельбой из дробовика, о приобретении которого я мечтал многие годы, но практически осуществил одновременно с вакидзаси. Полагаю, что мужчина, сколько бы лет ему не было, не должен останавливаться в своём развитии и разгонять уныние скуки поиском новых для себя форм оставаться мужчиной, особенно в нынешнее очень не простое и безпокойное время.

Осень 2011 г. — Альбом «НУНЧАКУ. Практика хлыстов».

В октябре я начал подготовку нового издания — отбор и систематизацию иллюстрированного материала из видеоисточников последних пяти лет. В общей сложности работа над альбомом «НУНЧАКУ. Практика хлыстов» заняла три месяца и к новому году была завершена. В общей сложности получилось 173 страницы формата А4 и 1.506 фотографий (включая обложку и заставки разделов). По совершенно объективным причинам работа над вторым томом под названием «НУНЧАКУ. Комбинации хлыстов» была прервана на стадии отбора иллюстраций. Прошёл год и последующие события заставили забыть этот проект. Таким образом, получившийся альбом можно считать теоретическим приложением к фильму 2006 года «НУНЧАКУ. Тренировка в лесу» и вполне самостоятельным изданием.

2012 год — Нунчаку, вакидзаси и дробовик МР-133

Начало летнего сезона в этом году в точности повторило прошлогодний. Я был в гостях у Германа, где мы занимались разрубанием его мечом тубусов, снимали всё это на видеокамеру и обсуждали возможность что-то сделать по нунчаку. У меня нет настоящего меча, которым можно что-либо разрубать, но тренировки со своей бутафорской вакидзаси я не прекращал и упражнения с нею доставляли мне истинное удовольствие. Как и в прошлом году порубить настоящим мечом серьёзные цели мне удалось два раза. Также два раза мне удалось съездить на полигон поработать со своим дробовиком. Полигон этот, а вернее сказать стрельбище, расположен в пяти километрах от города Мурома в ковардицком лесу. Он заброшен и туда приезжают для тренировок в стрельбе такие любители, как я. Все свои тренировочные сессии я снимал на видеокамеру. В этом году моим оператором был старший сын Никифор восьми лет. После соответствующего монтажа материал был выложен на YouTube (http://www.youtube.com/watch?v=PkHAUqq0Bcg; http://www.youtube.com/watch?v=PFy8SQgWR4A).

Летние видеосъёмки

Занимаясь разрубанием тубусов с Германом и снимая всё это на видеокамеру, было сделано несколько сессий и с нунчаку. Основной целью этих видеосъёмок была необходимость запечатлеть комбинации хлыстов с необходимыми нюансами, а именно, показать работу бёдер, ног и перемещения. Параллельно с этим я старался не упустить возможность демонстрировать материал по-новому. Здесь был учтён прошлогодний опыт. После анализа первой сессии была проведена вторая. На этом этапе как раз и появились мысли объединить видеосъёмку 2011 года с видеосъёмками этого года. Оставалось провести ещё одну видеосессию, чтобы вслух объяснить на камеру, что я делаю. Предварительная попытка ограничилась всего парой фраз. В тот момент ни кто из нас двоих не знал, что доснимать этот материал уже не будет необходимости. Такие попытки нами предпринимались, но уже в конце августа всякий раз в наши планы вносила коррективы погода — в дождь проводить видеосъёмки было невозможно. Создалась угроза, что отснятый материал может потерять свою актуальность и превратиться в никому ненужный черновой хлам.

Новые ученики

В этот тренировочный сезон мне удалось пообщаться сразу с тремя новыми учениками — пообщаться на тренировочной площадке. И каждый раз мне приходилось заниматься объяснением и демонстрацией своей концепции по работе с нунчаку. Наблюдения за усвояемостью материала позволили сформировать в голове более конкретные пункты, отвечающие за понимание концепции. Огромную роль здесь сыграли и тубусы, которые я использовал для демонстрации (спасибо практике меча). И ещё огромное спасибо Александру, который был со мною рядом уже пятый сезон и всячески помогал в формировании теоретических постулатов, даже не догадываясь об этом. И новые ученики, готовые выслушивать мои доводы, в конечном счёте сыграли положительную роль. Один из них по имени Андрей, появившийся ещё в 2010 году, возложил на себя обязанность организовать семинар, нашёл для этой цели зал и оплатил аренду.

2012, 8 сентября — Семинар «Новый взгляд на нунчаку»

Должен сказать, что сам я не пустился бы в такую авантюру. И хотя уверенность в том, что я могу говорить о нунчаку в течении двух часов подряд была (благодаря общению с новыми учениками), идея проведения семинара, на котором могли оказаться разные по уровню подготовки люди, меня не вдохновляла. За две недели мы с Андреем разместили объявление на сайте http://www.budo-forums.ru/ под названием «Новый взгляд на нунчаку». За это время было 260 просмотров темы и только четыре отклика. Программа семинара была опубликована: - Типы нунчаку. - Теоретическое обоснование концепции. - Разминка. - Положения оружия. - Стойки. - Перемещения. - Важнейшие элементы хлыстов. - Махи (хлысты). - Удары (хлысты с кистевой подкруткой). - Вертушки (в качестве разминки). - Хлысты по предметам (тубусу). - Комбинации хлыстов (простейшие двушки). Главнейшим пунктом конечно же являлось «Теоретическое обоснование концепции», но ничем особенным в объявлении оно выделено не было.
Понимая, что семинар может сорваться, а деньги за аренду внесены, я решил подстраховаться и пригласил своего давнего друга Сергея запечатлеть происходящее на видеокамеру. Сергей уже снимал меня в 2011 году и никогда не отказывал в чём-то помочь. Я же готов был проводить семинар даже для одного человека. И такой человек объявился буквально накануне. В назначенное время мы встретились в условленном месте и проследовали в зал. Кроме записавшегося на семинар одного единственного человека, был Сергей с фото- и видеокамерой, и два Александра (старый и новый ученики). Сам Андрей, который всё это устроил и оплатил, к тому времени уже уехал из города. Не смог подъехать и Герман, которого я на всякий случай приглашал — он тоже был в другом городе. На мой взгляд семинар прошёл удачно. Все активно работали почти три часа. А я всё думал про видеосъёмку — получилась ли она? Она получилась.

2012, Сентябрь — Фильм «НУНЧАКУ. Новый взгляд»

Получив от Сергея через пару дней исходные видеоматериалы по семинару, я потратил неделю для ознакомления с ними. Когда стало ясно, что материал вполне пригодный для монтажа даже в случае выброса неудачных планов, мысли сразу же переключились на сценарий. Что делать: фильм по семинару отдельно и то, что мы уже начали с Германом летом или же объединить материалы? В итоге было принято решение монтировать семинар, как основной материал, а летние видеосъёмки этого и прошлого года давать в качестве приложений (постскриптумов) семинарских разделов. Вечером 16 сентября я приступил к монтажу. Было смонтировано 20 минут. В дальнейшем, имея возможность работать по два вечерних часа, я монтировал по 30 минут и всё больше убеждался в правильности решения объединения семинара с ранее сделанными материалами. Ведь последней темой семинара были комбинации хлыстов, но пока мы к ним логически подошли, время наше было исчерпано. На самом деле и невозможно всё охватить сразу даже на нескольких семинарах. Такую возможность, однако, предоставляет фильм. Работа над ним фактически была завершена 23 числа, когда были сделаны титры и звуковое оформление под некоторые видеофрагменты приложений. В итоге получилось 2 часа 27 минут, из которых семинарская часть заняла 1 час 42 минуты.

Итоги сезона

Все вышеописанные события, происходящие в 2011 году и произошедшие в этом году вплотную подвели меня к главной теме — необходимости делать новую книгу по нунчаку, совершенно самостоятельную и серьёзную, каковой была моя первая книга, судьба которой, на мой взгляд, сложилась не вполне удачно. Её возможное название хорошо бы отразило суть предмета — «НУНЧАКУ. Практика рационального». Однако позднее появилось другое, наполненное более философским содержанием — «НУНЧАКУ. Внутри школы».

20 Сентября

На сайт OZON.ru было отправлено письмо следующего содержания: «Добрый день! Я, Алексей Комлев, автор книг по нунчаку, которые в полном объёме представлены на вашем сайте («Искусство Нунчаку-До», «Нунчаку-До для продвинутых», «Нунчаку в бою», «НУНЧАКУ. Первый удар»), а также электронного издания на CD («НУНЧАКУ. Нетрадиционная техника»). Согласно моих договоров с издателями, права на распространение вышеназванных произведений у издателей давно закончились и принадлежат только мне. Более того, по электронному изданию не в полном объёме выплачен гонорар.
Мои предложения к Вам.
1. Убрать мои произведения с сайта или же заключить со мной договор на их распространение с соответствующими выплатами авторского гонорара.
2. Убрать вышеназванные мои произведения и заменить их на новые (исправленные и переработанные) с соответствующим заключением авторских договоров на каждое произведение в отдельности.
3. Рассмотреть вопрос о распространении моих новых произведений на тему нунчаку (книги и фильмы), с соответствующим заключением авторских договоров на каждое произведение в отдельности.
Надеюсь на Ваше понимание к сути вопроса. С уважением. А.Р.Комлев».
В этом же году мною были предприняты попытки заблокировать безконтрольное распространение моих работ на некоторых торрентах и сайтах. Сделано это было из нескольких соображений. Во-первых, многие произведения потеряли свою актуальность (в частности, проект на CD «НУНЧАКУ. Нетрадиционная техника»). Во-вторых, разместив официально изданные книги в свободном доступе на своём сайте, я рассматривал эти ранние издания в качестве логического Пути, теперь неразрывно связанных с фильмами 2006-2008 годов, и они уже не предполагались распространяться по отдельности. В-третьих, в «Авторском пакете» на DVD были представлены отредактированные версии этих книг в авторской вёрстке (в частности, первые два тома были объединены в один под первоначальным названием «НУНЧАКУ. Практическое пособие», а вторая и четвёртая книги перевёрстаны с улучшенными иллюстрациями). Ну и, наконец, учитывая своё нынешнее незавидное финансовое положение, я не мог позволить безконтрольно разбрасываться материалом, на создание которых ушли годы. К сожалению (а может быть и к счастью) я не зарабатываю себе на жизнь преподаванием нунчаку. Надеюсь многие энтузиасты этого оружия поймут меня правильно. Во всяком случае те из них, которые в частном порядке приобретали у меня работы, которые я уже не мог издать официально, здорово поддержали меня, как с моральной, так и чисто финансовой стороны. За это я им очень благодарен. Ни на это, ни на следующее письмо с требованием убрать мои материалы с сайта OZON.ru, я так и не получил никакого ответа.

2012, Октябрь — Переорганизация «Авторского пакета»

Принято решение о расформировании «Авторского пакета» и переорганизации всех материалов с последующим обновлением сайта komlev.nunchaku.ru. Все работы (книги и фильмы) должны быть выстроены в хронологическом порядке с рекомендациями по их изучению. Для некоторых работ пришлось делать самостоятельные обложки («Анфилада нунчаку», «НУНЧАКУ. Моя кинохроника», «... Мои раритеты», «... Тренировки прошлаго»).

Май-июнь 2013 г. — Потоковая тренировка

В эти два месяца я провёл четыре тренировки семинарского типа с новым учеником Евгением. Программа была насыщенной, занимались по три часа. Некоторая часть времени ушла на закрывание пробелов по материалам ранее изданных книг, но основное время было потрачено на понимание концепции и работе в её рамках. Для этой цели (эффективной тренировки базовых хлыстов и комбинаций) я подготовил новую методическую схему, получившую название «1-2-1-2» или «практика чередования». На пятый день мы решили провести видеосъёмки для документального закрепления материала. Таким образом, с новым учеником мне удалось осуществить давнюю мечту - снять на видео безпрерывную тренировку одним планом. И хотя этот материал имеет узкую направленность, он получил самостоятельное название - «Потоковая тренировка». После анализа этого видеоматериала стало ясно, что не хватает ещё одного, а именно - потоковая тренировка, посвящённая одному единственному хлысту.
Вырезав из потоковой тренировки материалы, не относящиеся к нунчаку, я смонтировал потоковую тренировку только с нунчаку и этот материал начал рассылать в виде бонуса тем, кто официально через мой сайт заказывал для себя мои диски.

Итоги сезона 2013 года

В этот год я более занимался с саи, чем с нунчаку, о чём совершенно не жалею. Материал для будущей книги продолжает формироваться в голове. Возможно, вторая потоковая видеосъёмка помогла бы решить отчасти эту проблему, предоставя возможность сделать и собрать большое количество раскадровок. Но до этого дело в этом сезоне так и не дошло.

Декабрь 2014 года

В этот год у меня появилась возможность возобновить домашние тренировки с нунчаку (благодаря затянувшемуся ремонту в одной из комнат). Основной целью их было разработка упражнения, отвечающего духу концепции. Я практически подошёл к его созданию в процессе Потоковой тренировки в прошлом году, но тогда занятия прекратились. И вот теперь с их возобновлением работу удалось завершить. На свет появилось Упражнение-26, названное так по количеству технических действий в нём.
14, 18 и 19 декабря я провёл тематическую видеосъёмку с целью в дальнейшем использовать раскадровки для будущей книги. Сама мысль о книге появилась после того, как мне удалось познакомиться с большим объёмом старых оцифрованных оригинальных книг по каратэ. Я вспомнил те давние времена, когда единственной возможностью фиксации сведений по боевым искусствам для меня были мои же многочисленные дневники. С переездом в 1992 году в столицу это делание прекратилось. Но теперь, когда подрастают сыновья, я подумал, что не плохо было бы оставить им что-то на память о себе, о своих занятиях. Кроме нунчаку были сняты сюжеты с саи, вакидзаси, набиванием рук о стопу газет, упражнение Вакаре-но-ката, а ещё работа с дробовиком МР-133 (Байкал). В общей сложности получилось экранного времени один час сорок минут. Обработка материала была намечена на предстоящие новогодние праздники. Была составлена приблизительная программа того, что предстояло сделать и уже вечером 27 декабря я приступил к нарезке. Здесь имеет смысл озвучить технологию производства.
1. Видеосъёмка. 2. Оцифровка (удалась лишь с третьего захода). 3. Предварительный просмотр с выбросом явного видео-брака. 4. Переименование файлов. 5. Конвертация файлов в формат пригодный для нарезания скриншотов. 6. Подготовка тематических каталогов для будущих скриншотов. 7. Нарезание скриншотов из видеоряда. 8. Повторный выброс явного видео-брака в процессе нарезания скриншотов. 9. Просмотр скриншотов с отбором нужных для последующей обработки. 10. Подготовка новых тематических каталогов. 11. Переименование и сортировка отобранных скриншотов по тематическим каталогам. 12. Обработка скриншотов для размещения в макет (кадрирование, перевод в ч-б, сохранение в tiff). 13. Макетирование книги с использованием отобранных скриншотов. 14. Видеомонтаж с использованием обработанных видеофайлов. 15. Обработка видеофайлов с удалением лишних кадров. 16. Тематическая сортировка обработанных видеофайлов.
К вечеру 28 декабря я закончил формирование скриншотов. Получилось 150 тысяч 225 файлов. Теперь предстояло просмотреть весь этого материала с безжалостным уничтожением лишнего и оставления только самого необходимого.

Январь 2015 года — Книга «Смерть балаклавам»

В результате первоначального завершение отбора и обработки скриншотов их в общей сложности получилось пять с половиною тысяч. После этого был проведён новый строжайший отбор, а также переименование файлов и их сортировка по тематическим каталогам. К исходу месяца удалось сделать макеты по дробовику, саи и нунчаку. Эти небольшие макеты планировалось поместить в один общий переплёт под названием «Смерть балаклавам». Работа должна была нести рекламный характер, то есть минимум иллюстраций по теме и минимум подписей. Каждый из разделов получил самостоятельное название. Так, 20 страничек по работе с дробовиком были названы «Самооборона с МР-133», а 33 странички с нунчаку «Упражнение-26». Завершая эти три работки, я планировал взяться за раскрытие каждой из тем более подробно. Естественно, начал с нунчаку.

Февраль 2015 года — Книга «Практика рационального»

Идея сделать учебные фильмы из отснятого в декабре материала меня не очень радовала. В настоящее время заниматься именно этим творчеством у меня нет возможности. Поэтому было принято решение, добавить в качестве бонуса к Потоковой тренировке ещё и Упражнение-26, а далее сосредоточить все усилия на завершении книг. Новая работа по нунчаку получила название «НУНЧАКУ. Практика рационального», которое было придумано ещё в 2012 году. В отличие от всех моих ранних книг, вышедших полтора десятилетия тому назад, в этой не планировалось никаких философских размышлений. Основой является одно единственное упражнение, отдельное описание технических действий, его составляющее, краткое напоминание технических постулатов концепции и небольшая программа индивидуальных занятий на первое время. В качестве приложения хотелось бы включить в один переплёт иллюстрированный Дневник времени. Никаких мыслей об издании книги у меня не появилось. Возможно, по её завершении она будет выложена в свободный доступ на сайте.

Итоги сезона 2015 года

С января до середины лета я жил надеждою завершения хотя бы одной из намеченных тем. Очень скоро их осталось только две — дробовик и нунчаку. Книгу по дробовику мне удалось завершить на 90 процентов. В конечном варианте она получила название «Работа с дробовиком». Мною была даже сделана попытка предложить электронную рукопись в некоторые издательства, включая заводское, где производят эти дробовики. Ни кто мне не ответил…
Что касается книги по нунчаку, то в этот же период времени был момент, когда я подумал, что она также почти готова. Но с середины лета все работы по книгам были свёрнуты. По независящим от меня причинам пропало и само желание стремиться к финалу. Мысли были заняты развитием базового упражнения по нунчаку.
Здесь следует сказать, что с наступлением очередного летнего сезона у меня появился новый ученик. К его появлению базовое упражнение я успел испытать на тубусах с Александром. Занятия с новым учеником Евгением преследовали цель изучения базовой техники нунчаку в рамках разработанного упражнения. В конечном итоге оно получило название «Возвращение в храм». К первой части, состоящей из трёх логических фрагментов, добавилась вторая часть, также состоящая из трёх фрагментов. По сути дела весь минувший год я провёл в разработке этой второй части.
Изучение нового упражнения с учеником заняло шесть трёх-четырёхчасовых занятий. Все технические элементы проходили тестирование на тубусах. Периодически проводились тестовые видеосъёмки для последующего анализа ошибок. Домашние условия позволяли мне практически ежедневно проводить интенсивные тренировки до середины осени. Любые изменения, касательно второй части упражнения, сразу же фиксировались на видеокамеру. В перспективе я планировал переснять упражнение заново, заново нарезать скриншоты, переоформить макет книги, переделать описание. К сожалению такая возможность по независящим от меня причинам была упущена. Но история создания второй части упражнения, равно как и его целостное исполнение, остались зафиксированными в многочисленных тестовых видеосъёмках.
После прохождения базового курса в рамках упражнения «Возвращение в храм», Евгений изъявил желание продолжать тренировки в рамках расширенного курса. К концу года их у нас было пятнадцать. Программа включила в себя изучение техники вертушек, техники перехватов в рамках упражнения «18 стихий», работу двумя нунчаку. В процессе этих занятий я всё более и более убеждался в том, что текущее название сделанной на половину книги по нунчаку не отвечает её содержанию. Возможно дальнейшая жизнь покажет, какая у неё будет судьба.
В канун нового года был обновлён сайт, а именно, вкладка «Упражнение-26» была заменена на вкладку «Возвращение в храм», где было представлено краткое описание полной версии упражнения и новые видеоматериалы.

Июнь 2016 года — Утреннее правило

К данной теме я подошёл естественным образом после многочисленных тренировок в рамках разработанны??х упражнений. Уже с осени минувшего года отчётливо вырисовывалась последовательность выполнения некоторых из них. В зависимости от времени, которое человек может потратить на выполнение Утреннего правила, оно может включать в себя следующие упражнения.
1. «Безконечный поток-3» (двумя нунчаку) [30 секунд].
2. «Путешествие по монастырям» (двумя нунчаку) [одна минута].
3. «Безконечный поток-1» (правой рукой) [30 секунд].
4. «Безконечный поток-1» (левой рукой) [30 секунд].
5. «18 стихий» [30 секунд].
6. «Возвращение в храм».
Первые пять пунктов обязательны; на их выполнение уходит всего три минуты. Ещё две минуты уходит на выполнение шестого пункта, если делать упражнение по частям поочерёдно левой и правой руками или целиком сначала левой, а затем правой. Главный смысл утреннего правила заключается в его ежедневном выполнении.
В июне этого года, воспользовавшись обстоятельствами, я провёл несколько тестовых видеосъёмок, чтобы зафиксировать один из вариантов выполнения Утреннего правила. Здесь стоит дать некоторые комментарии по данной теме.
Утреннее правило выполняется безопасными нунчаку без какого-либо напряжения и концентрации в движениях. Оно больше служит для приведения тела в надлежащий тонус и больше внимания здесь следует уделить концентрации дыхания. У кого левая рука заметно отстаёт от правой, может не выполнять упражнение Безконечный поток-1 левой рукой. Относительно упражнения 18 стихий, его можно повторить ещё раз, начиная с левой руки. В качестве варианта, кому позволяет время и настроение, может это же упражнение выполнять в ритме двух повторов каждого движения. Шестой пункт Утреннего правила можно варировать по своему желанию. Как известно, упражнение Возвращение в храм можно выполнять правой и левой рукой раздельно, а также последовательно (начиная с левой руки) поочерёдно выполняя логические части его.
Утреннее правило вполне можно выполнять и днём и вечером, кому это представляется возможным и необходимым. Также им можно предварять любую тренировку с нунчаку. В рамках Утреннего правила можно работать с максимальной концентрацией даже с боевыми нунчаку, но это возможно лишь после хорошего разогрева в процессе основной тренировки.

ПРИВЕТСТВИЕ | ВОЗВРАЩЕНИЕ в ХРАМ | КНИГИ | ВИДЕОФИЛЬМЫ | РАЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ